Не надейтесь увидеть в этом списке» Годзиллу» или «Интерстеллар», в моём восприятии кинематограф всё-таки искусство, а не пусть и качественное, но развлечение с экшеном и вполне продуманными маркетинговыми ходами для сбора наибольшей кассы. За скобками останутся и вполне неплохие картины в духе «Исчезнувшей» Финчера, «Магии лунного света» Аллена, «Отеля «Гранд Будапешт»» Уэса Андерсона или музыкального триллера «Одержимость» Дэмьена Шазелла — они хоть и хороши, каждая в своём жанре, но ничего кардинально нового зрителю не показывают и либо в очередной раз подтверждают талант режиссёра, либо, как в случае с Шазеллом, говорят о том, что он действительно способен на большее, нежели фестивальный короткий метр.
10. «Двойник» (реж. Р.Айоади)
Своеобразная экранизация одноимённой повести Ф.М. Достоевского на самом деле больше похожа на смесь мира кафкианского с миром Оруэлла, но, при всём при этом не теряет крепкой сцепки с первоисточником. Стильный, загадочный и абсолютно выверенный «Двойник» — это ещё один успех Айоади после нашумевшей пару лет назад «Субмарины», но в данном случае режиссёр показал, что он может работать не только с молодёжным кино, но и с вполне «зрелыми» сюжетами.
9. «Отрочество» (реж. Р.Линклейтер)
Съёмки картины шли на протяжении 12 лет, и в это сложно поверить, смотря на то, каким цельным получился фильм о взрослении от Линклейтера. Абсолютно простыми словами и образами режиссёру в очередной раз удалось показать необычное в обычном и так расставить акценты, что три часа экранного времени ты действительно проживаешь вместе с героями, а не у себя на диване.
8. «Танец реальности» (реж. А. Ходоровски)
Итоговый фильм восьмидесятипятилетнего чилийского режиссёра, психомага, мима и композитора вышел предельно личным и предельно абсурдным. Магический реализм Маркеса так и сочится с экрана, когда смотришь на поющую арию грудастую мадам, карликов, пляшущих калек, златовласого паренька и мир деревушки Токопилья.
7. «Крестный путь» (реж. Д.Брюггеманн)
Пара недель из жизни немецких католиков-традиционалистов, показанные абсолютно статичной камерой могут захватить даже больше, чем череда бесконечных спецэффектов и событий. Это фильм о границе, отделяющей спасительную веру от губительного фанатизма и о том, что дети не бывают католиками, православными или иудеями, выбор за них сделан взрослыми, а они же всегда остаются просто детьми.
6. «Возлюбленные» (реж. Ч.МакДауэлл)
«Возлюбленные» — это смешение жанров: под сюжетом типичной семейной драмы о распаде семьи прячется то мамблкорная комедия, то холодящий жилы триллер, при всём при этом режиссёр легко, просто и с иронией ставит перед зрителем один из ключевых вопросов экзистенциализма о способности видеть и воспринимать другого, и даёт свой на него ответ в последних минутах картины.
5. Бивень (реж. К.Смит)
Говорить о фильмах Кевина Смита, не зная, что это за режиссёр — занятие глупое и бессмысленное. О «Бивне» же с уверенностью можно сказать то, что это жанровое кино, и в рамках жанра выполнено оно просто великолепно: фильм сделан из пары фраз из истории, прозвучавшей в аудиоподкасте, и при этом удался и как асбурдная комедия о превращении человека в моржа, и как драма о взаимоотношениях человек-человек и человек-животное. «Бивень» полтора часа балансирует на грани и делает это довольно удачно, так что не отметить этот фильм я не могла, тем более, что выходит подобное не часто, зачастую кино со схожим сюжетом превращается в обычный безыдейный трэш.
4. «Побудь в моей шкуре» (реж. Дж.Глейзер)
Джонатан Глейзер сумел сделать в одной картине две довольно сложные вещи: показать абсолютную пустоту с помощью образов и максимально отстранённо и непредвзято показать людям людей глазами стороннего наблюдателя. Героиня Скарлетт Йохансон смогла заставить смотрящего испытывать по отношению к ней всю гамму чувство от страха до жалости. Для британского фантастического триллера только этих фактов было бы достаточно, но при этом «Побудь в моей шкуре» ещё и пример действительно качественного кинематографа, сделанного талантливыми людьми.
3. «Фрэнк» реж. Л. Абрахамсон)
«Фрэнк» из числа тех фильмов, послевкусие которых оказывается значительно сильнее и насыщеннее, чем сам вкус во время просмотра. За типичной молодёжной комедией об одной группе, записывающей один альбом, кроется серьёзная драма о том, кто «не такой как все» во всех смыслах этого слова. Крайне интересные герои и необычная для подобно рода фильмов музыка надолго застревают в голове, так что через какое-то время к фильму хочется вернуться.
2. «Венера в мехах» (реж. Р. Полански)
Дошедшая до нас только в 2014 новая картина Романа Полански, основанная на одноимённой пьесе Захер-Мозаха, показывает нам ещё более замкнутый мир, чем был изображён в «Резне»: два актёра, одно помещение, один вечер, минимум декораций, но зато какие диалоги и до чего шикарная актёрская игра. Зрителю ничего не остаётся, как ловить каждое слово и интонацию, бояться на минуту отвлечься или просмотреть важную деталь. Это кино, сделанное из маленьких пззликов, сложенное воедино казалось бы случайными фразами и жестами и в нём есть то, чего сейчас так не хватает кинематографу — хорошие диалоги.
1. «Нимфоманка» (реж. Л. фон Триер)
Хотя первая часть значительно сильнее второй, я разделять, аки алчные продюсёры, «Нимфоманку» не стала. Да, фильм вышел слабее того, что делал мэтр арт-кино до этого, хотя, вполне возможно, что сработали награмождённые за несколько лет ожидания, подпитываемые периодическими вбросами информации о фильме в прессу.
При том, что режиссёр вновь играет на идее «женщина как некая разрушающая всё вокруг себя сущность», показывает он это с новой стороны, используя при этом все уже отработанные до идеала приёмы. В каждой главке опытный зритель без труда узнает фон Триера раннего: вот «Антихрист», вот «Идиоты», но при всём при этом коллаж всё-таки удачно складывается в цельную разножанровую картину о том, что любовь может быть не только такой, какой мы её себе представляем. Троллинг Триера над собой, зрителем, современным кинематографом — это спасает «Нимфоманку» от излишней атмосфера безысходности и тлена, а превосходная игра Шарлотты Генсбур помогает получить эмоции даже там, где режиссёр (иногда зря) предполагает абсолютную холодную отстранённость.