3 июля в российский прокат выходит новый фильм Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Гиллиам на данный момент один из самых самобытных и в то же время растиражированных режиссёров, его картины всегда вызывают массу обсуждений и разногласий. Но зрители и критики сходятся в одном — Гиллиам в каждой своём фильме создаёт новый и странный мир, который одновременно завораживает и пугает, его фильмы становятся культовыми, а сам режиссёр полон новых сил идей, что доказывает каждая новая его работа.
Творческую карьеру Терри Гиллиам начал в Британии, впоследствии, американец по происхождению, он даже откажется от гражданства США в пользу британского. Наверняка многие помнят комедийное творческое объединение «Монти Пайтон», создававшее в 70-80е годы как скетчи, так и полноценные полнометражные картины. Фильм «Монти Пайтон и священный Грааль» стал первым большим метром, снятым Гиллиамом, позже он вместе с коллегой по первому фильму, британским режиссёром Терри Джонсом, работал над сборником видео-новелл «Смысл жизни по Монти Пайтону». Но настоящую известность Терри Гиллиаму принёс фильм «Бармаглот» 1977 года, среди поклонников режиссёра фильм приобрёл статус культового, хотя, отзывы критиков были не слишком лестными. За следующие 35 лет, Терри Гиллиам создал ещё несколько не менее значимых для мирового кинематографа картин, главной особенностью которых был своеобразный уход от реальности и создание ей полноценной фантастической замены.
1. «Бразилия», 1985
Сатирическая антиутопия «Бразилия» показывает мир будущего, в котором царит полная и безграничная бюрократия. Это мир не Оруэлла, но Франца Кафки, с его множествами коридоров, чиновников и абсолютным отсутствием ценности единичной личности. «Бразилия » к сожалению, так и не получила приз от американской киноакадемии, но до сих пор входит в списки лучших ста фильмов.
2. «12 обезьян», 1995
И вновь Гиллиам обращается к антиутопии, но теперь уже с точными временными характеристиками. Действие «Двенадцати обезьян» происходит в 2035 году, когда после эпидемии вируса на планете практически не осталось людей, а выжившим приходится обитать под землёй. Запутанные сюжетные перипетии, путешествие во времени и звёздный подбор актёров (главные роли исполняют Брюс Уиллис и Бред Питт) сделали этот фильм одним из любимых у зрителей по всему миру.
3. «Братья Гримм», 2005
«Братья Гримм» — это сказочное кинофентези, созданное по мотивам страшных сказок немецких собирателей фольклора Вильгельма и Якоба Гримм. Использованные фольклорные образы ходячих деревьев, волков-оборотней и злой Зеркальной Королевы в купе со своеобразной постановкой создают страшную сказку для взрослых, в которой сыграли любимые многими Мэтт Деймон, Хит Леджер и Моника Белуччи.
4. «Страна приливов», 2005
«Страну приливов» можно считать одним из самых странных и психоделичных фильмов мирового кинематографа, хотя с реалистической точки зрения это просто драма, про одинокую маленькую девочку, родители которой умерли у неё на глазах. В отличие от предыдущих работ, Гиллиам рисует новый мир буквально на глазах у зрителя, через сознание главной героини картины, Джелизы-Розы, которая, как любой ребёнок, живёт в своём мире фантазий. Режиссёрской находкой является изображение происходящего не с точки зрения девочки, а от третьего лица, таким образом, зритель видит сразу два пласта происходящих событий.
5.»Воображариум доктора Парнаса», 2009
Овеянная слухами и легендами картина Терри Гиллиама в жанре магического реализма подарила последнюю роль актёру Хиту Леджеру. «Воображариум доктора Парнаса» позволяет героям и зрителям окунуться в мир необычных фантазий, которые царят в головах людей различных классов и социального происхождения. Яркий и необычный, этот фильм не обладая глубокой идеей, притягивает к себе внимание именно из-за необычной идеи и сюрреалистской картинки.