В 2015 список книжных бестселлеров пополнился романом Полы Хокинс «Девушка в поезде». Английский детектив бьёт рекорды продаж, его отрывки, как в старые добрые времена печатают журналы, для которых литература отнюдь не является главной темой. Мир заговорил о новой Гиллиан Флинн и «Исчезнувшей», но меня куда больше интересует образ новой литературной героини, нежели сюжет исчезновения.
Литература для женщин довольно специфична: это либо любовный роман, где героиня обязательно должна встретить своего принца и пока она это не сделает, книга не закончится, либо низкосортный «одноразовый» детектив в мягком переплёте, где попутно с поиском принца, девушка должна раскрыть убийство, а то и парочку. В «серьёзные» жанры женщин не пускают, исключения можно пересчитать по пальцам, но помимо отсутствия женщин-писателей, куда более остро стояла проблема отсутствия современных женских героинь.
Как и в случае с кино, литература видит только несколько женских образов: это либо романтическая особа, в случае, если она главная героиня, либо протеже главного героя. Возьмите все значимые романы, вышедшие в последние годы: в некоторых из них женские образы настолько второстепенны и малозначимы, что даже и вспомнить-то их невозможно. Именно поэтому несколько лет назад такую популярность приобрели романы Гиллиан Флинн и в особенности так всем полюбившаяся «Исчезнувшая». «Вот наконец показала этим мужикам-козлам, кто тут главный» восхищались женщины, «вот это развела баба» вторили мужчины: сильная и независимая женщина за тридцать не хочет иметь детей, достаточно умна и образована, чтоб заткнуть за пояс мужчин и наконец становится главной героиней, которая в состоянии быть для читателя ошеломляюще разной. Читательницы ждали такую женщину много лет: она сама решает с кем она будет и будет ли вообще с кем-то, на её фоне мужчины становятся второстепенными и неважными, а то, что у девушки явно не в порядке с психикой – дело десятое, можно не обращать внимания. Не удивительно, что «Исчезнувшая» как в виде романа, так и фильма произвела такой фурор.
Гиллиан Флинн
Все остальные романы Гиллиан Флинн хоть и написаны раньше, строятся примерно по тому же образцу: в центре одинокая дама с тараканами в голове и скелетами в шкафу, которой не нужны мужчины, дети и быт – мечта всех женщин, ночной кошмар мужчин. Три года после «Исчезнувшей» читатель ждал чего-то подобного и вот, наконец, она – «Девушка в поезде». Роман Полы Хокинс построен примерно по тому же шаблону, только вместо одной «сильной и независимой», у нас сразу три героини со своими прибабахами, и хотя сюжетообразующим эпизодом становится таинственное исчезновение на первый взгляд счастливой жены Меган, детективная интрига в произведении вовсе не главное. Пола Хокинс показывает читателям галерею современных женщин и каждая оказывается совсем не той, кем кажется на первый взгляд.
Пола Хокинс
Так кто же она, современная романная героиня? Это уже не идеальная тургеневская девушка, способная подтолкнуть мужчину на подвиг, не толстушка Бриджит Джонс, глупая, но милая, ищущая своего мистера Дарси, и не кундеровская Тереза, составляющая пару европейскому интеллектуалу, новая героиня художественной литературы – это одичавшая и обиженная на мир женщина за тридцать, которая не всегда в состоянии решить свои проблемы, но зато всегда готова создать другим новые. Она тонко чувствует и много знает, но интереса к этому миру у неё уже нет: всепоглощающая скука и мизантропия, вот что движет ей в лучшем случае.