Создатель стиля МОДЕРН — Альфонс Муха


Альфонс Мариа Муха  — известный чешский художник, определивший своим искусством облик эпохи рубежа веков (конца 19 – начала 20-го). Живописец, иллюстратор, дизайнер ювелирных изделий и декоратор интерьеров, основоположник и один из наиболее ярких представителей стиля «модерн».

Сегодня мне бы хотелось поговорить о замечательном художнике, я бы даже сказал не просто художнике, а о человеке который определил течение целого художественного стиля. Как вы должно быть уже поняли, речь пойдёт о Альфонсе Мухе. И так, Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Южной Моравии, в небольшом городке Иванчице (территория Австро-Венгрии) в семье судебного чиновника. У Альфонса было пятеро братьев и сестер, в том числе, сводных. Мать художника, Амалия Муха, была дочерью богатого мельника. В детстве маленький Альфонс проявил певческий талант и даже был принят в хор мальчиков в капелле собора Св. Петра и Павла в соседнем городе Брно. Это позволило ему обучаться в гимназии. К периоду обучения относятся и его первые пробы живописи, в частности, акварель «Жанна д’Арк». После окончания гимназии Муха пробовал поступить в Академию художеств в Праге, но не сдал экзамены и потому некоторое время работал по протекции отца в суде своего родного города писарем. Всё свободное время будущий художник посвящал занятиям в городском любительском театре — сначала как актёр, а со временем и как декоратор сцены, пригласительных билетов и афиш.

В 1879 году талант Мухи был замечен и молодого еще неизвестного гения пригласили в Вену, в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт на должность художника по театральным декорациям. Но в 1881 году в «Рингтеатре» случился пожар, который имел катастрофические последствия, он уничтожил декораторскую мастерскую, и фирма обанкротилась. После произошедшего Муха покинул Вену и уехал в небольшой моравский город Микулов. Там он получил заказ на украшение замка графа Карла Куэна-Беласси, а после — графского парадного дворца Эммахоф (названного так в честь жены графа — Эммы) в городе Грушовани. Вместе с супругами Куэн-Беласси художник совершил путешествие по Северной Италии, расписывал стены в замке родственника Куэн-Беласси в австрийском Тироле. Восхищённый талантом молодого художника, граф оплатил его учёбу в Мюнхенской академии изящных искусств, где, в Мюнхене, Муха, всю жизнь отчетливо сознававший свою принадлежность к славянам, возглавлял Ассоциацию Славянских художников.

После двух лет обучения, в 1887 году, Муха приезжает в Париж и продолжает учебу в Академии Жюлиана, а затем — Академии Коларосси, наиболее крупных художественных школах того времени. Но, когда в том же году граф Куэн-Беласси покончил с собой, художник остался без средств и ему пришлось прекратить обучение живописи и сосредоточиться на том, чтобы зарабатывать на жизнь. Муха рисовал афиши, рекламные плакаты, календари, приглашения, ресторанные меню, визитные карточки. Его мастерская располагалась над кондитерской, и в течение некоторого времени Альфонс Муха делил помещение с Ван Гогом. 

Иногда бывали и большие заказы: в 1892 году Муха иллюстрировал многотомную научную работу Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии». Обращение к выдающимся личностям и значимым событиям германской и общеевропейской истории обогатило художника тем необходимым опытом и объемом знаний, которые пригодились ему в работе над знаменитым циклом картин — «Славянской эпопеей».

Поворотным моментом в судьбе Альфонса Мухи стал заказ от театра «Ренессанс» на афишу для представления «Жисмонда» с великой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Был 1894 год. С этой афиши, выполненной в совершенно новом художественном стиле, и началась его громкая слава. Новый стиль был встречен с восторгом, декоративный и эффектный одновременно, весь словно сотканный из изящнейших орнаментов-арабесок Сама Сара Бернар пожелала познакомиться с художником. И в последующие годы именно Муха создавал афиши ко всем спектаклям с ее участием. Наиболее известны «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка» и «Гамлет». Также Муха придумывал декорации для постановок, костюмы и украшения. Эти афиши моментально стали предметом коллекционирования.

В это время Муха стал очень известен. Автор декоративных панно, рекламных плакатов, этикеток самых разных товаров — от шампанского до велосипедов и стирального порошка, он так же создавал дизайн ювелирных украшений, интерьеров, разрабатывал эскизы предметов прикладного искусства. Заказов было море. В прессе писали о нем как о феномене, в Париже появилась новая мода, навеянная образами картин — «La Femme Muchas». Прекрасные «женщины Мухи» печатались тысячными тиражами на открытках, плакатах, игральных картах. Картины и календари, шелковые панно и эстампы мастера украшали светские салоны и залы лучших ресторанов. В своем оригинальном стиле Муха создал яркие графические серии «Цветы», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья», «Звезды», «Искусства». Парижское издательство «Шампенуа» заключило с Мухой эксклюзивный контракт на печать его произведений.

В США, где Муха жил, согласившись на предложение Американского общества иллюстраторов, до 1910 года, он считался одним из наиболее выдающихся художников современности. Это было время преподавательской деятельности в Чикагском художественном институте, а в 1908 году Муха создавал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке… Но, несмотря на грандиозный успех и славу художника-портретиста и автора обложек печатных изданий, Муха мечтал вернуться в родную Чехию. К тому он задумал грандиозный цикл эпических картин на темы из истории славян и сразу же по возвращении в Чехию взялся за работу. В последующие 18-и лет он создал 20 монументальных полотен, изображающих наиболее значимые события в славянской истории. Здесь и «Проповедь магистра Яна Гуса», и «После Грюнвальдского сражения», и «Отмена крепостного права на Руси». Завершенную в 1928 году серию картин художник подарил Праге.

В то время Муха много работал над оформлением интерьеров зданий в Праге, гостиницы «Империал», Муниципального дома, отеля «Европа», разработал эскиз главного витража строящегося собора Святого Вита.

После образования независимой республики Чехословакия в 1918 году, Муха приступает к созданию «национального» стиля нового государства: он создает образцы дизайна для первых банкнот национальной валюты и эскизы почтовых марок, и даже вариант государственного герба.

Произведения Мухи есть в коллекциях многих известных галерей и музеев мира. В Праге находится музей, посвященный жизни и творческому пути Альфонса Мухи. Экспозиция цикла картин «Славянская эпопея» расположена в Крумлове, в Моравии, и в настоящее время существует план строительства специального здания для ее экспонирования. А в Иванчице, в помещении бывшего суда есть выставка, посвященная ранним годам жизни художника, если будите там, обязательно загляните, не пожалеете…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *