Церемония вручения Оскара 2015 г. запомнилась многим – великолепными музыкальными номерами, нежным Траволтой, красными перчатками Леди Гаги, статуэтками из лего и выходом ведущего на сцену в белых трусах с носками. Для России к этому списку был добавлен скандал вокруг фильма «Левиафан», который проиграл польской ленте «Ида». Даже не буду добавлять эту многозначную приставку «к сожалению», поскольку премия «Оскара» слишком политизирована и поверхностна, чтобы однозначно измерять с ее помощью художественную ценность конкретных фильмов. Коллективный разум практически всегда ошибается, а потому для поиска действительно хороших фильмов уж лучше пользоваться программой Венецианского, Роттердамского, Римского или Каннского фестивалей. В крайнем случае – Санденса и фестиваля в Берлине. Если не верите, то вот список пяти великолепных фильмов, которые незаслуженно проиграли в оскароносной гонке.
1. «Гражданин Кейн»
Что сказать об этом фильме, если, например, мой курс теории кино начинался с его просмотра?. С необычайной уверенностью «Гражданин Кейн» попадает в пятерку лучших лент всех времен и народов, какой список не возьми. А вот с Оскаром ему не повезло. Режиссерский дебют Орсена Уэллса собрал 9 номинаций, но получил лишь одну статуэтку за лучший сценарий, к которому мастер не имел никакого отношения. По слухам, на такой исход повлиял влиятельный медиамагнат Уильям Херст, с которого и был списан главный герой картины. Кстати, позднее он запретил даже упоминать в своих изданиях о скандальном режиссере. А главную награду в тот год получил фильм «Как зелена была моя долина», которая знакома разве что ушлым киноведам и снобам.
2. «Выпускник»
Ошеломленное лицо молодого Дастина Хоффмана и соблазнительный изгиб женской ножки. «Миссис Робинсон, вы пытаетесь меня соблазнить, не так ли?». Одна из самых узнаваемых сцен мирового кинематографа, которая, тем не менее, не убедила киноакадемиков. Видимо они совсем заржавели, позабыв о сомнениях и страстях своей юности. Между тем, это тот фильм, который стоит начать для того, чтобы слезть с иглы экшена и сказок. Лента кажется легкой и безыдейной, в ней нет объяснений действий и мыслей героев, однозначных оценок, бегства в закат… Он прекрасен как звуки тишины. В этот год «Выпускника» обошла историческая драма «Человек на все времена» об английском философе и политике Томасе Море. Не очень обидно, если учесть, что за премию также безрезультатно боролась другая, не менее знаменитая картина «Бонни и Клайд».
3. «Таксист»
Роуд-муви вперемешку с кислотными галлюцинациями и кровавой реальностью. Идеальная лента для фона на вечеринках электронной музыки. Культовый фильм Мартина Скорцезе, главная роль в карьере Роберта де Ниро, картина, изменившая поколение зрителей. «Таксист» не получил Оскара, проиграв достойному противнику – «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Хотя, на мой взгляд, художественно бойцы были явно не равны. Но кто отдаст главную награду киноакадемии кровавой, безыдейной, анархической бойне, когда в листе номинантов есть история о сумасшедших во главе с безумным Джеком Николсоном в роли единственного нормального человека?
4. «Серьезный человек»
Сочетание меланхолии и пуленепробиваемой иронии – вот главное оружие братьев Коэнов. У этого тандема есть «Оскар», но выдан он позднее за проходную псевдошпионскую комедию, скажем честно, под названием «Старикам здесь не место». Между тем, их фильмы с завидным постоянством попадали в списки номинантов и с тем же постоянством пролетали мимо всех наград. У фильма «Серьезный человек» были все шансы прервать череду этих неудач – размеренная драма о маленьком человеке, застигнутом вихрем бытия на середине пути. Вот только в этом году вышла беспроигрышная героическая лента «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу, повествующая о быте и подвигах американских саперов в Ираке. Куда до них трогательному еврейскому очкарику в разводе.
5. «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»
У одного из лучших режиссеров ХХ века не было «Оскара». Стенли Кубрик не дожил до тех лет, когда киноакадемики, сжалившись над талантливыми режиссерами, стали выдавать статуэтки за выслугу лет. Вроде Мартина Скорцезе, которому по-хорошему нужно было вручить его еще в прошлом столетии,а не за посредственных «Отступников». Этой награды также заслуживала великая комедия об истерии, грянувшей в самый разгар холодной войны, которая входит в тройку лучших работ мастера, наряду с «Космической одиссеей» и «Заводным апельсином». Однако в этом году в борьбе за «Оскар» сошлись два «титана» — мюзикл «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн и диснеевская «Мэри Поппинс». Вот где бы пригодилась шкала мимишности и трогательности.