Мы привыкли, что они рассказывают нам истории: их подчерк узнаваем, а идеи плавно перетекают из работы в работу, но вот мэтры кинематографа вдруг берутся за перо, меняя камеру на клавиатуру, а язык визуальных образов на литературные средства художественной выразительности. Режиссёры пишут книги — это не новость, если за 10 месяцев 2015 годы вышло сразу три громких произведения — это уже повод говорить о тенденции.
Когда свои книги начал выпускать Вуди Аллен никто не удивился: он всегда сам писал сценарии к своим картинам за что и удостоился оскаровской статуэтки, да и фильмы у него весьма литературные: в них всегда есть образ автора-повествователя и некая рамочная канва для новелл, в которые превращаются изображаемые истории. Люк Бессон же, напротив, несколько обескуражил общественность своим творением про Артура и минипутов: создатель «Леона» и «Никиты», не самых детских фильмов мирового кинематографа, вдруг обратился к в волшебному миру сказки.
Три режиссёра, которые выпустили художественные произведения в 2015 году, не смогли удивить публику жанрово: каждый остался в своём репертуаре, но зато взяли самим фактом появления на прилавках книжного магазина своих творений. Вот уж от кого-кого, а от Гильермо дель Торо, Дэвида Кроненберга и Паоло Соррентино литературных сенсаций никто не ожидал…
1. «Штамм» Гильермо дель Торо
«Штамм» оказался новинкой только для российского читателя: на английском первая часть романа существует с 2009, а третья часть вышла в 2011, у нас же трилогия вышла разом как раз к выходу одноимённого сериала дель Торо, экранизации романа. Стоит сказать, что создатель «Лабиринта Фавна» и нашумевшего «Багрового пика» так и не стал бы писателем, если бы телевизионщики изначально согласились на идею телесериала про вампиров, предложенного режиссёром. Роман был создан только потому, что дель Торо не удалось воплотить идею многосерийного фильма, а рассказать задуманное уж очень хотелось. Конечно, роман не претендует на звание нового слова в литературе, но любителям жанра наверняка придётся по вкусу.
2. «Употреблено» Дэвид Кроненберг
Роман Дэвида Кроненберга «Употреблено» жанрово ничем не отличается от его кинематографических работ: это весьма сумбурный триллер, в котором разоблачается общество потребления и каким-то образом смешиваются современная философия, Северная Корея, новые технологии и шпионаж. Российский читатель дебют режиссёра не оценил, обвинив его в излишней рекламе новомодных девайсов, тогда как зацикленность на технике — это всего лишь один из способов обличения главных героев, но и помимо этого Кроненберга есть чем упрекнуть: если его кинокартины с успехом проходят на кинофестивалях, то литературны творениям ещё далеко до такого уровня.
3. «Молодость» Паоло Соррентино
Оскароносный итальянец Паоло Соррентино из своего романа «Молодость» решил сделать эксперимент: в России картина вышла в один день с датой начала продажи книги, а сюжетно они полностью идентичны друг другу. На деле Соррентино сделал сразу три творения-реплики: сценарий, книгу и фильм, но вот зачем — это другой вопрос. Как некий перфоманс — это интересно, но читать в виде романа обросший подробностями сценарий — дело не самое интересное, ведь автор «Молодости» чувствует себя как рыба в воде только в киноискусстве.