Можно меня и покритиковать за идею этого поста, указав на утрату контекста в связи с выбором «безопасных» фильмов, отражающих авторский почерк лишь частично. Конечно, это нельзя не признать. Однако никто ведь не будет отрицать необходимость «введения в предмет», подразумевающий буфер между просмотром привычного массового кино и более сложными картинами? Если человек, который всю жизнь потреблял исключительно сериалы, американские ромкомы и боевики, случайно попадет на сеанс «Антихриста»,то какова будет вероятность зарождения его интереса к творчеству Ларса фон Триера? Даже если после столкновения с эротическими порывами Шарлотты Генсбур он не будет плеваться ядом, то наверняка ему будет сложно понять авторский фрейдизм, мизогонию, и в целом символику. Для знакомства не будет работать ретроспективный подход. Все-таки нужно осторожно перебросить идейный мостик к творчеству автора, прежде чем его оставлять наедине с противоречивыми шедеврами.
Когда-то я писала про корейского режиссера Хон Сан Су, а теперь пришло время его титулованного французского коллеги. Начнем с того, что Франсуа Озон – идейный наследник новой волны французского кино, а следовательно, у него особый взгляд на жанровое кино, которое он умеет виртуозно миксовать, обыгрывая привычные мотивы и образы. Чем он известен в первую очередь, так это художественным препарированием института семьи и общественной морали. Потому приготовьтесь к серьезной встряске и ловите мой список из трех относительно «безопасных» фильмов Франсуа Озона:
1. «Отчаянная домохозяйка»
Изящная ретро-комедия, иронизирующая над клишированной «girl power» и левым кинематографом. Итак, 60-е годы во Франции. Волнения профсоюза на провинциальной фабрике, производящей зонты. Ее директор внезапно попадает в больницу, поэтому на переговоры с бастующими рабочими отправляется его примерная жена, заручившись поддержкой своего бывшего любовника, а ныне – депутата от левых. Ей удается прийти к компромиссу, попутно завоевав уважение рабочих, жителей города и остальных членов семьи. Кажется, что все идеально укладывается в схему возвышения угнетаемой жены со сценой линчевания неверного мужа. Вот только пикантные тайны ее бурного прошлого буквально выворачивают перед зрителем весь ее образ. Зависимая домохозяйка, оказывается, только разыгрывала социальную роль, которой скрывала свою страстную натуру кокетливой женщины с амбициями, серьезными поступками и незаурядными способностями. Впрочем, и комический отец семейства уже не вызывает резкой неприязни, будучи просто слабым мужчиной в самом расцвете кризиса среднего возраста. Рвем плакаты и шаблоны вместе с Озоном!
2. «8 женщин»
Пожалуй, самый известный шедевр Франсуа Озона. Музыкальный детектив с участием главных див французского кино от Катрин Денев, Фанни Ардан и Эммануэль Беар до Изабель Юппер и Людивин Санье. Как полагается в детективах Агаты Кристи, есть труп, подозреваемые и остров. На сей раз сценой для действия становится дом, полный прислуги и родственниц, который отрезан от мира благодаря снегопаду и обрезанным телефонным проводам. Все начинается с того, что однажды утром женщины обнаруживают отца семейства (жуткая фрейдистская ирония) заколотым в его собственном кабинете. В ходе разбирательства каждой загадочной героини представляется возможность представить свою душещипательную историю вкупе с музыкальным номером. В числе песен — необыкновенно трогательная версия «Toi, mon amour, mon ami», исполненная героиней Эммануэль Беар. На мой взгляд, именно так бы выглядела феминистическая версия «8 1/2» Феллини, снятая в жанре детектива.
3. «Под песком»
Предыдущая пара фильмов – это более поздние творения режиссера, что накладывает определенный отпечаток. Дело в том, что его сейчас часто обвиняют в компромиссе с публикой и вторичных сюжетах. В этом есть доля правды, хотя большинство претензий, на мой взгляд, совершенно незаслуженны. Конечно, фильмы раннего периода, включая его короткометражки, более эпатажные, сложные и запутанные. Скажем, сложно восстановить хронологию событий в «Бассейне», где вымысел и сон плотно переплетены с реальностью, а откровенность некоторых сцен способна отпугнуть слишком впечатлительного зрителя. Но смотреть его поздние работы точно стоит.
Советую, для плавного перехода к скуке и эпатажу раннего творчества Франсуа Озона выбрать для просмотра фильм «Под песком». Тем более, что переживание смерти близкого человека близко каждому зрителю, а здесь психологические нюансы депрессии удивительно точны, спасибо актрисе Шарлотте Рэмплинг, играющей главную роль. Завязкой действия становится исчезновение пожилого мужчины, у которого была прекрасная жизнь — жена, дети, достаток, притом, не было ни темных дел, ни врагов. Просто однажды он с женой вышел на прогулку к берегу моря, женщина заснула, а после пробуждения обнаружила его исчезновение. Более спойлерить не буду, замечу только то, что, как и всегда у Озона все сводится к проблематике семьи, буржуазного образа жизни и социальных ролей. Фильм довольно грустный, если не сказать трагичный, но при этом в нем есть цепляющая детективная интрига, разгадать которую можно только при внимательном просмотре. А после этой картины уже можно смело браться за просмотр «Крысятника», «Убежища» или того же «Бассейна».