"Славься, Макбет!": киноитоги 2015


Ситуация с российским прокатом усугубляется с каждым годом: фестивальные фильмы российский зритель не видит вовсе, фильмы оскаровские выходят в наш прокат уже после церемонии, и то далеко не во всех кинотеатрах нашей Родины, тем не менее, любой киноман традиционно составляет ежегодный список лучших фильмов прошедшего года, и я не исключение.

Сразу скажу, что в моём списке всегда фигурируют только те картины, которые были в широком прокате или кочевали по фестивалям в этом году, так что, как ни крути, те фильмы, которые были показаны во всём мире в 2014 в него не войдут, хотя их российская премьера и состоялась в этом году. Если говорить об итогах года «вообще», то киноиндустрия стремится к тому, чтобы производить «крепкий середняк»: всё меньше знаковых и запоминающихся работ, которые хотелось бы пересмотреть, но общий уровень выпущенных фильмов становится выше (хотя, конечно, исключения имеются и их не мало). Массовое кино наконец уходит от долгоиграющих франшиз, многое перенимает от инди-кинематографа и уже не боится больших форматов, кино авторское идёт по пути смешения жанров и обращения к всё более юной аудитории (показательный пример — хит Сандэнса этого года, картина «Я, Эрл и умирающая девушка», героями которой стали школьники, снимающие фан-видео по мотивам европейского арт-хауса).

1. «Макбет»
Заслуженное первое место в пятёрке лучших картин 2015 года по праву занимает экранизация шекспировского «Макбета»: вы вряд ли сможете вспомнить хоть одну громкую и достойную экранизацию этой пьесы из прошлого, но зато после просмотра поймёте, почему классику называют «нестареющей». Хотя режиссёр картины Джастин Курзель оставил сюжет, эпоху и текст неизменными, «Макбету» удалось сделать главное — достучаться до зрителя и перенести его в поля Шотландии 11 века.

2. «Молодость»
«Молодость » и «Макбета» связывает одна ключевая характеристика: в фильмах нет ничего лишнего и всё, кажется, стоит в точности на своём месте. Соррентино, как и некогда Томас Манн, переносит нас в мир швейцарского горного санатория, где среди умиротворяющей музыки и бескрайних зелёных лугов разгораются нешуточные страсти. Красивая и очаровывающая картинка, великолепная игра актёров, которые уже перешагнули восьмой десяток, и темы, которые наверняка хоть раз всплывали в голове у каждого, делают «Молодость» не просто ироническим рассказом Соррентино о возрасте, искусстве и любви,  а настоящим произведением искусства.

3. «Герцог Бургундии»
Пока мир сходит с ума по «50 оттенкам серого», в которых плохо всё, от деревянных актёров до проблем с конфликтом в сценарии, Питер Стрикленд снимает удивительно красивый фильм о двух женщинах, увлекающихся БДСМ и бабочками, в котором хорошо всё и даже стрёкот медведки оказывается кстати. Если вам в жизни нехватает эстетики, то именно «Герцог Бургундии» сможет быстро исправить положение, операторская работа здесь такова, что каждый кадр хочется сделать картиной.

4. «Иррациональный человек»
От Вуди Аллена уже давно никто ничего не ожидает: у него есть армия поклонников, которые радуются любому творению (которое в обязательном порядке появляется на экранах кинотеатра каждый год), а всё, что хотел, он уже доказал. Тем не менее, после нескольких если не провальных, то довольно проходных картин, «Иррациональный человек» оказывается словно глоток свежего воздуха: похмельный Хоакин Феникс и юная Эмма Стоун создают прекрасный актёрский дуэт, ну а проблема в духе «Преступления и наказания» держит зрителя в напряжении до конца, несмотря на то, что перед нами чистой воды комедия.

5. «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
Заключительная часть трилогии Роя Андерссона «о том, что значит быть человеком» стала фестивальным хитом в Европе. Набор скетчей о жизни и смерти, объединённые сквозными героями — двумя неудачливыми коммивояжерами, торгующими товарами для праздника (нужно сказать, товары весьма специфичны) хоть и не сложились для меня в цельную работу, но такого постмодернистского фильма я уже давно не видела. В «Голубе…» смешиваются Хармс и Беккет, живопись и музыка, трагедия и комедия, словом, каждый сможет вынести из фильма что-то своё и удивляться тому, что у соседа справа совершенно другое впечатление от просмотренного.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *