В вопросе об орудийной деятельности к настоящему моменту, похоже, образовалась некоторая неразбериха. Вернее, не сложилось четкого и обоснованного определения роли орудий труда в выделении человека из животного мира. Всем, вроде бы, понятна исключительная значимость этого фактора в происхождении человека, но вот ясно сформулировать эту значимость не очень получается.
Одно время полагалось, что только человек использует орудия труда в своей деятельности и это считалось одним из главных его отличий от животных. Даже и сейчас в некоторых учебниках и статьях можно встретить сентенции типа «использование орудий труда — это качество присуще также исключительно только человеку» (учебный материал Российского Университета Дружбы Народов — уже удалили :D). Но такие заявления сегодня это скорее проявление неграмотности или, по крайней мере, недобросовестного отношения к материалу. Еще сам Дарвин возражал против такой точки зрения, полагая, что орудийная деятельность в зачаточном виде присуща и животным. И к сегодняшнему дню уже давно доказано, что использование орудий в мире животных — явление не редкое. И не только среди наших ближайших родственников — приматов.
Другие авторы учебных материалов и статей пошли дальше, уже признают этот очевидный сегодня факт и главным отличием человека от животных выделяют не использование орудий, а их изготовление («Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.»)
Это, конечно, ближе к истине, но и это положение не отражает современного научного взгляда на данный вопрос. Уже так же доказано, что некоторые животные тоже способны изготавливать орудия для своего повседневного труда по добыванию пищи.
Таким образом ни использование орудий труда, ни их изготовление сами по себе не являются отличительными признаками человека.
И как же тогда?!
Тогда появляется следующий вариант: хорошо, пусть животные тоже могут изготавливать и использовать орудия, но только человек свои орудия труда сохраняет для последующего использования, поскольку только он способен предвидеть будущую в них необходимость. Но и тут слово «только» оказалось неуместным. По последним наблюдениям некоторые животные тоже сохраняют свои орудия. Например, морская выдра, старается беречь свой камешек, о который разбивает морских ежей.
Тогда испытываем на прочность следующую, часто используемую в статьях, формулировку: только человек способен создавать орудия при помощи других орудий. Однако мы можем наблюдать, как птица сгибает прутик в крючок, вставив его в углубление какого-то предмета. Таким образом этот предмет с углублением в данном случае выступает орудием для изготовления другого необходимого ей орудия. Следовательно и эта формулировка не будет точным определением.
И, наконец, рождается такой вариант: Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
Пожалуй, это немного тяжеловатое для восприятия определение пока работает.
Пока какой-нибудь натуралист не подсмотрит, как какая-нибудь обезьяна обтесывает палку другой палкой, которую сама же раньше и приготовила освободив ее от лишних веток и сучков. Или выкапывает такой палкой ловушку, или что там еще этой обезьяне придет в голову сделать своей палкой.
Теоретически это возможно. И тогда придется опять придумывать новое определение отношений человека с орудиями труда.
Как же тогда быть?
Огромная важность орудий труда в происхождении человека не подлежит сомнению. Однако стремление выразить эту важность одной фразой, да еще обязательно используя слово «только» — путь, похоже, не очень удачный.
В определении роли орудий, на мой взгляд, должны фигурировать одновременно разные составляющие: это и их использование, и способность создавать орудия, и сохранение орудий, и создание орудий при помощи других, ранее изготовленных предметов труда, и, особенно, фактор перехода количественных изменений в качественные. Т.е. использование орудий как систематический и всеобщий признак. Животные используют орудия труда эпизодически, ситуативно и только в отдельных специфических формах деятельности и, как правило, не закрепляют за предметами их орудийного значения, просто забывают о них. Человек же начал использовать орудия постоянно и во всех сферах своей жизни, создавая с их помощью огромный функциональный мир вещей вокруг себя.
Автор Виктор Ковалев
(обновлена статья 2016-го года)